Прямая речь. Аллегри о роли тренера
Прислано CosmoNot на 18/07/2016 12:44:07
РОЛЬ ТРЕНЕРА, СОГЛАСНО МОЕМУ ОПЫТУ



Футбол в Италии является самым популярным видом спорта и практикуется миллионами ребят в качестве основного. По этой причине фигура тренера имеет большое значение не только в спортивных мероприятиях, но и вне поля. Работа тренера - это набор определенных функций. Тренер - это тот, кто обучает техническим навыкам, умеет быть педагогом, неся воспитательную функцию, имеет организаторские способности и умеет быть лидером. Умение переключаться с одной функции на другую, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации, является его наиболее ценным профессиональным качеством.

Я намеренно выделю педагогическую функцию (воспитательную, если угодно). В наши дни, наряду с родителями и школьными учителями, тренер стал важной опорой для молодых ребят, он вносит свой вклад в основы образования спортсмена, его созревания, а также в основы его поведения в обществе. Мы никогда не должны забывать, что футбольное поле и раздевалка являются одними из составных частей жизни парней, и именно этот дух тренер должен прививать с каждым сезоном, помогая ребятам расти и понимать, как иметь дело с миром этого спорта. И, видя, как они сталкиваются с небольшими проблемами, вы сможете понять, как они будут себя вести, столкнувшись с настоящими трудностями в жизни.

И педагог, и старший брат


Тренер, даже если он имеет более авторитарную роль, всегда должен уважать игрока, а последний должен уважать тренера. Отношения между ними являются фундаментальной частью работы. Необходимо, чтобы их роли были четко разделены и понятны. Бывает, что ребята, непонятые учителями и родителями, ищут поддержку в тренере. Помощь в таких ситуациях сближает тренера и его подопечных. Фундаментальным в подобных случаях является умение найти баланс: не должно быть намека на дружбу, но и не должна проскальзывать отстраненность. Очень важно, чтобы в детях сохранялась их беззаботность, творческий потенциал и желание получать удовольствие от того, чем они занимаются, но в то же самое время необходимо их учить брать на себя ответственность.

Что же должен знать футбольный тренер сегодня?


Техническую часть. Это, несомненно, первоочередная задача. Существуют разные школы и немало написано разного рода работ о различных точках зрения, разработано немало пособий для практики и спортивной подготовки, но основа атлетической подготовки – это работа на поле.

Некоторые моменты, которым не дано объяснение в пособиях:
- как проводить тренировки;
- рекомендации по указаниям детям на поле для увеличения интенсивности упражнений;
- как подготовить вводную речь в раздевалке перед игрой и речь после игры;
- какие детали следует учитывать во время тренировки (как технические, так и спортивные), чтобы улучшить качество своих игроков.

Все эти указания в пособиях для тренеров о том, «что надо делать» вызывают у меня лишь улыбку. К сожалению, никто не упоминает мнения о доминирующих динамиках в футболе, хотя бы даже мнение тех, у кого был опыт работы на высоком уровне. Для того, чтобы проводить тренировки, необходим опыт. Опыт зависит от подготовки навыков, приобретенных в области спорта и тренерской работы. Вот поэтому у меня возникла идея разработки приложения Mr. Allegri Tactics. Я хотел включить и охватить все ключевые принципы работы тренера. Так что новые поколения тренеров могут извлечь выгоду из моего опыта и ускорить свое обучение.

Тренер - ещё и лидер


У тех, кто играл в футбол профессионально либо на любительском уровне, всегда остается в сердце определенный наставник. Он занял это особое место в сердце потому, что помог футболисту стать супер-техничным? Или же из-за его харизмы, способностей, футбольной культуры, что заставило его стать "выше" других? Ответ заключается в том, что этот тренер помог футболистам стать не только более хорошими игроками, а в большей степени более хорошими людьми. Кто занимался футболом, тот прекрасно понимает, о чем я говорю.

Тренер, таким образом, выполняет роль лидера. У него должны быть способности, благодаря которым он будет центром, вокруг которого группа будет формировать свое единство и сплоченность. Единственный способ добиться этого, это брать на себя инициативу, принимая участие в беседах и действиях коллектива. Тренер также должен предоставить такую модель поведения, в которой игроки будут развивать естественный дух соперничества. Мы говорим о визуальном поведении. Другими словами, мы делаем то, что хотим, чтобы сделали игроки. В качестве лидера тренер также должен освобождать группу от груза ответственности в целях создания спокойной обстановки, способствующей достижению определенных целей.

Можно ли научить тренера обладанию харизмой? Я не уверен. Но конечно же мы можем обучить методам и приемам, помогающим найти психологический подход к игрокам. Это те инструменты, которые могут существенно облегчить жизнь.

Уникальность каждого. Индивидуализированное общение


Особые усилия потребует от тренера установление эмпатического отношения с каждым из игроков, составляющих группу. Встав на место спортсмена, побеседовав с ним и поняв его, тренер может узнать потребности каждого игрока индивидуально, что благоприятно скажется на руководстве всем коллективом в целом. Каждый человек отличается от другого и тренер должен понять, кто имеет отличительные черты и интеллект, чтобы выбрать наиболее соответствующее поведение.

Не только на поле, но, прежде всего, вне поля


Другой ключевой аспект – научить футболистов следовать здоровому образу жизни. Спорт ассоциируется со здоровьем, именно поэтому считается, что спортсмены ведут здоровый образ жизни, свободный от вредных привычек. Для того, чтобы гарантировать, что юные футболисты ведут здоровый образ жизни, необходимо давать им действенную мотивацию. Во-первых, вы должны им показать и объяснить через визуальное поведение, что правильно и что неправильно, но прежде всего вы должны убедиться, что в них присутствует внутренняя мотивация. Вообще я заметил, что попытки передавать подобную мотивацию через прямой запрет, запугивание или принуждение зачастую с ребятами не работает. Если результат и будет, то в большинстве случаев в краткосрочной перспективе. Я рекомендую подавать им личный пример, помогая им понять, какие позитивные последствия это будет иметь в их спортивной деятельности, карьере и в более общем плане – в их жизни в целом.

Но основа моей философии заключается в большей степени в том, что я не являюсь сторонником криков на своих игроков. Если авторитет тренера берет свое начало в криках, тогда у него нет авторитета. Для меня крик не передает ровным счетом ничего. Есть люди, которые громко говорят, чтобы внушить безопасность или даже страх. Работа, которую мы должны выполнять в ранге тренеров, заключается в том, чтобы дать идентичность и инструкции. Удостовериться, что защита расстановлена правильно, особенно в атакующей фазе. Не хочу принижать роль тренера, но все же его главной обязанностью является внушение игрокам чувства непринужденности.

Перевод и адаптация: Giulia

Источник: Официальный сайт Mr. Allegri Tactics